» » Почему отличники в школе не всегда успешны во взрослой жизни?
flagПора в школу
ornament-full-title

Почему отличники в школе не всегда успешны во взрослой жизни?

ornament-full-title

Почему отличники в школе не всегда успешны во взрослой жизни?Почему блестящая учеба в школе не всегда приводит к успеху во взрослой жизни? Размышляет доцент Русской академии гос службы при Президенте РФ, кандидат психических наук Герман Марасанов.

Пленный чужих ожиданий

Рвение все в жизни делать на «отлично» в большинстве случаев зарождается в ранешном отрочестве. Это одно из проявлений юношеского максимализма. Вырастает способный мальчишка либо умненькая девченка – кумир в семье, все его нахваливают, все им любуются... И равномерно этот кумир тоже начинает наслаждаться собой, ему приятно, что он неплохой. Он желает все делать лучше всех либо уж вообщем не делать то, что не в состоянии сделать лучше других. Он получает наслаждение от того, что другие задумываются, какой он молодец, как он лучше всех.

Так человек становится пленником чужих ожиданий. Все ожидают от него фуррора, и он старается изо всех сил. Он уже не может позволить для себя быть неуспешным.

Но в жизни не случается так, чтоб фуррор сопутствовал нам всегда. Когда-то случаются и беды. Они никому не приятны, но все-же беда – не повод, чтоб впадать в депрессию либо сломаться. Но конкретно это может случиться с отличником, у которого нет опыта переживания малеханьких проигрышей и огромных поражений.

Отличник во взрослой жизни становится лишне усмотрительным, он не рискует взгромоздить на себя ношу фаворита, ему больше нравится быть ассистентом фаворита, профессионалом, аналитиком. Он может стать опытным референтом, почетаемым доктором, глубочайшим спецом, но не управляющим. Он не в состоянии принимать решения в критериях нехватки инфы, переизбытка инфы либо преломления ее, что приходится делать фавориту, руководителю, начальнику. Отличник не может выйти за границы собственной компетентности, так как опасается решить задачку некорректно. Он делает то, чему его учили в школе, в институте, он доигрывает ожидания окружающих, он трамвайчик, который едет по проложенному пути, но не может без помощи других повернуть в ту либо иную сторону.

Преобразователь сонного королевства

Другое дело – троечник. Он с юношества знает, что такое беды. Да, он часто не мог в школе решить какую-то задачку, но он обучался выворачиваться, прогуливался с повинной головой, справлялся с унижением в проигрыше и радовался не всегда заслуженным победам. Это сделало его гибким в разговоре и психологически более устойчивым.

Троечники выходят за границы своей компетентности – и выигрывают, а отличник следует канонам, он выйти за границы собственной компетентности опасается, а раз не рискует, означает, и не пить ему шампанского.

Еще одна особенность хоть какого социально удачного человека, будь то бизнесмен либо политической деятель, – он независим от публичного представления. Он, как сказочный Иван, кидается в котлы с кипящей водой: занимается то дискотеками, то рекламой, то птицефабриками, так как не опасается действовать в критериях неопределенности, чего опасается отличник. Наш троечник не стремится опередить всех, что как раз делает пятерочник. Отличник желает быть лучше всех в той области, где он знаток, на той дистанции, где бегут все. А наш Иван лезет туда, где никто еще не был, куда никто не додумался побежать. Он новатор, преобразователь сонного королевства.

Почему отличник опасается «котла»? Хоть какое новое дело подразумевает, что ты выступаешь в роли дилетанта. И хоть какой фуррор начинается с каких-либо утрат. Отличнику некомфортно в шкуре дилетанта. Троечнику эту роль играть просто. Отличник, привыкший к победам, болезненно переносит утраты. А троечник столько раз смотрелся бледно, что еще одна беда не выбьет его из седла. Ему все равно, что о нем будут судачить. У него есть цель, и он социально независим. Мы лицезреем таких людей на политическом олимпе. Они совсем расслабленно ощущают себя во время страшного гвалта прессы, они совершенно не переживают, когда им навязывают образ головного сукиного отпрыска страны, дурачины, шута, вора либо героя.

Вот три главных свойства, которые в состоянии сделать троечника человеком удачным, – внутренняя независимость от представления окружающих, большая упругость и наличие цели.

Пример Барона Мюнхаузена

А может ли отличник пересесть из трамвайчика, который движется по торенному пути, в мощнейший вездеход, который не забуксует ни на какой дороге? Либо, если прибегнуть к другой аллегории, может ли он, как Мюнхаузен, вынуть себя за волосы из болота соц ожиданий общества?

Может, хотя сделать это ему будет нелегко. Но у него есть ассистент – его светлая голова, его ум.

1-ое, что должен сделать наш отличник, – поглядеть на себя со стороны, но только не очами окружающих, а очами... Бога либо хотя бы своими своими. Побеседовать с самим собой. Этот диалог с самим собой был в культуре российских интеллигентов, когда каждый человек, мало-мальски озабоченный своим развитием, вел ежедневник. Ежедневник позволяет поглядеть на себя со стороны – перечитать свои старенькые записи как записи чужого человека. И, отстранившись, осознать, какой ты и каким ты хочешь стать. В психологии такое отстранение от себя самого именуется рефлексией.

Более простой вариант рефлексии – рассматривание старенькых фото. Вот какой я был когда-то – не таковой, как на данный момент. Что я тогда желал, о чем грезил? Почему у меня это не вышло?

2-ой путь – диалоги с кем-то о для себя. Совместные размышления, почему ты не можешь себя воплотить. Лучше, естественно, если эти беседы будут проходить с специалистом – практикующим психологом.

И 3-ий путь – задать себе главные вопросы: что в моей жизни не так? Что мешает мне делать то, что я никогда не делал? И, в конце концов, что я сам себе желаю, что желаю сделать в этой жизни?

Естественно, если начать размышлять о таких вещах, найдется огромное количество почтительных обстоятельств не тащить себя за волосы из болота. Но нужно посидеть у сказочного камня на перепутье. У того, на котором написано: «Направо пойдешь... Влево пойдешь...» Наш отличник в молодости эту развилку перескочил. Точнее, его провели через нее предки.

Там ведь, у камня, не три пути, а 5: можно еще возвратиться домой к маме, можно нескончаемо посиживать в размышлениях. Психолог порекомендует вам, поразмыслив, все-же куда-то ехать. Герой, естественно, поедет туда, где потеряешь голову. Мещанин – туда, где женишься. Большая часть изберет самую торенную дорогу – дорогу компромисса, где потеряешь жеребца, зато голова остается целой. Но по сути не так принципиально, куда ехать. Главное – двигаться вперед. Впереди будут к тому же другие перекрестки, и новые выборы. И не факт, что ты потеряешь жеребца: может, как-нибудь вывернешься. И голову потеряешь навряд ли... Но если не двигаться – застой, ужас перед всем новым, воззвание к прошлому, а позже и утрата энтузиазма к жизни.

flagОцени статью!
Комментариев пока еще нет

Добавить комментарий!

САМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ
banner