» » Ётот непон€тный и непон€тый ребенок
flagѕора в школу
ornament-full-title

Ётот непон€тный и непон€тый ребенок

ornament-full-title

 огда начинаетс€ и когда завершаетс€ подростковый кризис?

 огда начинаетс€ и когда завершаетс€ подростковый кризис?

ќчень в среднем (дл€ климатической зоны —еверной ≈вропы и северо-запада –ф): 11 -16 лет Ч у девченок и 12Ч18 лет Ч у мальчишек.

Ќо на практике все происходит чисто персонально. ¬ качестве особенного эпизода желаю сказать, что ребенку ƒостоевского из одноименного романа Ч 20 один год. Ќе слабо, как молв€т сами дети, не правда ли?

¬ целом, у девченок подростковый кризис протекает в более м€генькой форме, наступает ранее и кончаетс€ резвее, чем у мальчишек. ћожет быть, это св€зано с тем, что требовани€ к самоопределению юношей и парней в нашем обществе обычно жестче, чем подобные позиции дл€ женщин и дам.

Ќо, повтор€ю снова, и начало и конец Ч дело чисто личное, и любые четкие пророчества в этом вопросе безизбежно будут носить нрав спекул€ции.

÷ели и задачки подросткового кризиса

ѕрин€то считать, что основной целью подросткового кризиса €вл€етс€ самоутверждение ребенка, отстаивание себ€ как насто€щей личности. „астично это, очевидно, конкретно так и есть.

 ак уже упоминалось, соц, умственна€ и био зрелость человека в нашем нынешнем обществе разнесены во времени, другими словами наступают не сразу. » стало быть, какую-то из этих Ђзрелостейї и отстаивает наш ребенок. Ќо какую?

ѕон€тно, что о био зрелости 11-летней девченки либо 13-летнего мальчугана не может быть и речи.

Ќевзира€ на печальный факт возникновени€ в нашей стране прослойки малышей, образование которых завершаетс€ после п€того-шестого класса, основна€ масса юношества в этом возрасте все еще продолжает плодотворно (либо не очень) обучатьс€ в школе.  ак следует, насильное либо добровольческое, но умственное развитие тоже еще на полпути.

—оц зрелость наступает в нашей стране чуть не позднее, чем в большинстве продвинутых стран. “ридцатилетний мужик, имеющий свою семью, которому часто помогают старички-родители, Ч никак не нонсенс как в –усском —оюзе, так и в нынешней –ф. ¬ последние годы, в св€зи с общей Ђамериканизациейї сознани€ и самой жизни, как бы наметилась тенденци€ к более преждевременному обособлению юных людей от родительской семьи. Ќо пока это только тенденци€.

“ак какую же зрелость наш ребенок отстаивает? ¬оображаемую, как считает больша€ часть Ђпострадавшихї от подросткового кризиса родителей? Ћибо мы что-то упустили из виду? ќчевидно, упустили. «а громкими определени€ми мы не увидели головного Ч самого человека. —овершенно точно незрелого по всем вышеперечисленным (и многим другим) позици€м, но также совершенно точно имеющегос€ в нашем пространственно-временном континууме.

 огда ребенок рождаетс€, 1-ые минутки собственной жизни он св€зан с мамой пуповиной Ч вещественной био структурой, по которой к нему в прот€жении всей внутриутробной жизни поступали нужные дл€ этой самой жизни вещества. ѕозже пуповину подрезают, но св€зь малыша с мамой все еще почти во всем физична Ч кормление грудью, тесноватый физический контакт. ѕон€тно, что малыши, лишенные тесноватого физического контакта со взрослым человеком в 1-ые мес€цы жизни, нередко гибнут, даже если кормление и гигиенический уход за ними близки к безупречным показател€м.

 огда ребенок начинает ходить, 1-ое врем€ он предпочитает передвигатьс€, держась за материнский подол либо палец. ¬ предсто€щем (2Ч3 года) ребенок очень нервничает и пугаетс€, когда мать либо папа куда-то уход€т, оставл€€ его 1-го либо с малознакомыми людьми.

–авномерно, но, сфера самосто€тельных действий малыша расшир€етс€. ќн сам играет в песочнице, посещает детский сад, бегает с другими реб€тами во дворе. Ќо обиженный сверстниками, разбив коленку, он все равно идет к маме либо отцу за защитой, жалостью и лаской. ¬рем€ от времени (с возрастом все пореже) он приходит просто так, залезает на колени (ЂЌе постыдно дл€ теб€, таковой большой!ї), либо просто прижимаетс€ к маминому боку, испытыва€ потребность в Ђподзар€дкеї вес той же, био на самом деле общностью, без которой не могут выжить малыши.

— поступлением в школу сфера соц контактов малыша быстро расшир€етс€. ¬озникают 1-ые истинные друзь€ Ђдо гробаї, 1-ые недруги јльтруизм и предательство, верность и честь Ч все это сейчас существует вне дома, в сфере социальной жизни малыша. ƒелитс€ ли он дома своими победами и поражени€ми, находками и потер€ми Ч это зависит только от поведени€ родителей, от их своей нравственной позиции и от искренности их заинтригованности в том, чтоб ребенок не просто Ђне дралс€ї, Ђне хулиганилї, Ђдружил только с солидными детьмиї, а конкретно обучалс€ разговаривать, вести за собой и подчин€тьс€ другим, побеждать и вытерпеть поражение, отыскивать выход в т€желых, запутанных, и не всегда пон€тных взрослым ситуаци€х отношений детского социума. ¬ это врем€ (5Ч6 класс) наша воображаема€ св€зь-резинка меж ребенком и родител€ми раст€гиваетс€ до предела. ѕредсто€щее ее раст€жение становитс€ болезненным дл€ одной либо дл€ обеих сторон.

» тут-то как раз и наступает подростковый возраст. » его целью и задачей становитс€ обрыв этой самой когда-то актуально нужной, а сейчас сковывающей предсто€щее развитие св€зи.

я больше не ваш придаток! Ч за€вл€ет ребенок. Ч я самосто€тельный человек.

ќн передергивает, блефует, и на хоть какой вопрос в лоб (Ђ¬ чем это ты таковой самосто€тельный?!ї) у него нет вразумительного ответа. ≈сть только чувство дискомфорта от перераст€нутой Ђрезинкиї. ≈сли у родителей в момент самых первых за€влений хватит разума и смелости самим перерезать эту св€зь (Ђ’орошо, ты самосто€тельный человек, живущий р€дом с нами. “ы можешь сам принимать те решени€, которые дл€ теб€ по силам. ≈сли ты с кое-чем не справишьс€, мы поможем дл€ теб€, но уже не как суверен вассалу, как твои самые близкие друзь€ї), то ребенок-подросток, обычно, пугаетс€ в один момент открывшейс€ перспективы самому отвечать за все, и сразу признателен родител€м за доверие, про€вленное к его личным силам. ¬ данном случае условное рассто€ние меж ним и родител€ми может стать даже меньше, чем было Ђдо обрезани€ї.

≈сли же (что бывает еще чаше) предки страшатс€ перерезать эту морально и на физическом уровне Ђустаревшуюї св€зь, с тем чтоб помен€ть ее на новейшую (ЂЁто же все только слова, он же по сути еще глуповатый! Ќичего не осознает! ∆изни не знает!ї), то ножницы берет сам ребенок (врем€ от времени в ход идут накапливай и зубы), и вот вот тогда мы и имеем дело не просто с подростковым возрастом, но с подростковым кризисом во всей его красоте. ≈сли ребенку после длительных попыток все таки удаетс€ перегрызть охран€емую родител€ми Ђрезинкуї, то его по инерции относит так далековато, что на восстановление доверительных и всеполноценных отношений могут потребоватьс€ годы.

≈сли же предки оказываютс€ посильнее, и ребенок смир€етс€ с дл€щимс€ положением Ђсуверен Ч вассалї, то его личностное развитие безизбежно искажаетс€ и навечно сохран€ет инфантильные черты. ¬рем€ от времени в данном случае развиваетс€ невроз.

»так, целью и задачей подросткового кризиса €вл€етс€ приобретение не самосто€тельности (она ребенку к тому же не нужна, и не по зубам), но личной автономии, нужной дл€ предсто€щего развити€ личности по взрослому типу, другими словами, другими словами, дл€ развити€ умени€ брать на себ€ ответственность за все последстви€ собственных взгл€дов, слов и действий.

 ак вести себ€ родител€м?

¬о-1-х, нужно пристально относитьс€ к возрастному развитию собственного чада, чтоб не пропустить 1-ые, еще смазанные и неотчетливые признаки пришестви€ подросткового возраста.

 ак уже было сказано выше, подростковый возраст наступает у каждого малыша в свое врем€ и никакие общие правила тут не могут быть догмой. я лицезрела дес€тилетнего мальчика-грузина, который имел €сные усики и €сный подростковый конфликт с отцом, который в свою очередь никак не мог в это поверить и темпераментно разъ€сн€л мне, что у него самого никакого подросткового кризиса не было, и вообщем в грузинских семь€х такие бесчинства не встречаютс€.

Ћицезрела € и двадцатичетырехлетнюю молоденькую даму, котора€ пришла ко мне на прием совместно с встревоженной матерью, котора€ гласила о том, что вот, дочка закончила институт, вышла замуж, но жить без помощи других отрешаетс€ наотрез, как и раньше во всем советуетс€ с матерью, и живет вроде бы ее разумом.  огда девченке было 14 лет, маму это необыкновенно веселило и хотелось сохранить такое состо€ние отношений дольше. ћать как личность еще посильнее дочери, и у нее все вышло. Ќо с трудом завоеванный итог сейчас почему-либо веселить закончил.

ќтнеситесь серьезно к личным темпам развити€ вашего малыша. Ќе считайте его небольшим, когда он уже начинает ощушать себ€ ребенком ƒа и не толкайте в подростковость против воли. ћожет быть, вашему отпрыску (либо дочке) необходимо на год либо два больше времени, чем его сверстникам. Ќичего ужасного в этом нет.

¬о-2-х, отнеситесь серьезно ко всем деклараци€м вашего ребенка, какими бы глуповатыми и незрелыми они вам ми казались.

ќбсудите и проанализируйте совместно с отпрыском (либо дочкой) каждый пункт. ƒобейтесь того, чтоб вы идиентично понимали, что конкретно означает, к примеру, така€ фраза, как: Ђя все могу решать сам!ї „то конкретно за ней стоит? я могу сам решать, какую куртку мне надеть на прогулку? Ћибо € могу сам решать, ночевать ли мне дома? ƒистанци€, согласитесь, Ђогромного размераї. Ќе счита€ того, суровое, лишенное издевки и пренебрежени€ обсуждение принципиально к тому же поэтому, что ребенок достаточно нередко делает собственный запрос Ђс запасомї, так же как именует стоимость рыночный торговец.  онкретно дл€ того чтоб можно было поторговатьс€ и уступить. ј предки врем€ от времени, заместо того чтоб узреть эту Ђрыночностьї за проса, пугаютс€ непомерности требований и начинают паниковать и воспрещать все попор€дку.

¬-3-х, как уже было сказано выше, отлично если вы сами и впору перережете Ђсв€зь-резинкуї.

 ак можно ранее дайте нашему ребенку столько самосто€тельности, сколько он может съесть. ћучительно и занудно советуйтесь с ним по каждому пуст€ку. (Ђ ак ты думаешь, какие лучше обои приобрести? ѕодешевле и похуже, либо лучше, но подороже?ї, Ђјогурцы какие будем в этом году сажать?  ак в прошедшем году либо попробуем новый сорт?ї) Ќецеремонно впутывайте его в свои трудности н трудности семьи. (Ђ—егодн€ мой начальник снова бранилс€, что клиенты сетуют... ј что € могу сделать, если половина из их очевидно нуждаетс€ в помощи психиатра! ¬роде бы ты на моем месте поступила?ї, Ђќп€ть у бабушки почка болит. „то будем делать? ¬ызвать доктора либо снова те пилюли приобрести, что в прошедший раз посодействовали?ї) ѕусть ребенок усвоит, что вы вправду, не словестно, а на самом деле, видите в нем равного вам члена семьи.

¬-4-х, непременно сами делайте то, чего вы желаете достигнуть от собственного отпрыска (либо дочки). «воните домой, если кое-где задерживаетесь. –ассказывайте не только лишь о том, куда и с кем вы ходите, да и о содержании вашего врем€провождени€. ƒавайте развернутые и по способности многоплановые свойства своим друзь€м и знакомым. Ёто позволит вам побольше вы€снить о друзь€х вашего отпрыска (либо дочки). ѕочаще приглашайте к дл€ себ€ гостей. ≈сли у вас, родителей, Ђоткрытый домї, вы, веро€тнее всего, будете созидать тех, с кем проводит врем€ ваше чадо. » впору можете прин€ть меры, если что-то пойдет наперекос€к. –ассказывайте о собственных эмоци€х и переживани€х. ћожет быть, врем€ от времени что-то скажет и ваш ребенок. ƒелитесь с ребенком своими неувв€зками. Ќе смущ€йтесь попросить у нею совета. ¬опреки всераспространенному воззрению, врем€ от времени дети очень чувствительны и тактичны в оценке и корректировки конкретно чужих ситуаций. Ќе счита€ того, в данном случае значительно увеличиваетс€

возможность того, что и со собственной неув€зкой чадо пойдет конкретно к вам, а не в ближний подвал.

¬-5-х, постарайтесь найти и поправить те ошибки в воспитании, которые вы допускали на прошлых шагах. ≈сли вы, естественно, не сделали этого ранее. ќтносительно Ђобнаружитьї заморочек обычно не бывает. “ак как конкретно в подростковом возрасте все допущенные ранее ошибки лезут наружу и цветут пышноватым цветом.

»з книжки "ќсознать малыша", г.≈катеринбург, "”-‘актори€", 2004 г.

flag–Ю—Ж–µ–љ–Є —Б—В–∞—В—М—О!
rel-left –Я–Њ—Е–Њ–ґ–Є–µ –љ–Њ–≤–Њ—Б—В–Є rel-right
–Ъ–Њ–Љ–Љ–µ–љ—В–∞—А–Є–µ–≤ –њ–Њ–Ї–∞ –µ—Й–µ –љ–µ—В

–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М –Ї–Њ–Љ–Љ–µ–љ—В–∞—А–Є–є!

–°–Р–Ь–Ђ–Х –Ю–С–°–£–Ц–Ф–Р–Х–Ь–Ђ–Х
–°–Р–Ь–Ђ–Х –Я–Ю–Я–£–Ы–ѓ–†–Э–Ђ–Х
banner